И снова на север! Кольский, 2014 г.

Часть 1, Карельская.

Георгий:

Бывают поездки, которые рождаются спонтанно, без длительной и тщательной подготовки. Мы выхватываем из них далеко не все, что могли бы, многое пропускаем.

В этот раз путешествие на Север планировалось почти за год, и готовились мы заранее. Мысль проехать Карелию, минуя Мурманское ш. вплоть до Кандалакши, давно не давала покоя. В этих мечтах мы встретили единомышленника – Юру Правдина. В его лице мы приобрели отличного попутчика и друга! БОльшая часть нашей поездки состоялась благодаря Юре - он дотошно все проработал, узнал, согласовал и воплотил план в реальность нашего путешествия.

Еще зимой мы встречались с Юрой и упоенно обсуждали детали маршрута. Как это прекрасно, сидя в тепле кафешки, попивая горячий чай и глядя в окно на сугробы, обсуждать карельский грейдер, трудности согласования движения вдоль границы и предполагаемые места ночевки!

Готовился не только маршрут, готовилась и техника. Осознав, что ХТ400 для Тани тяжел на бездорожье, мы решили рискнуть и взять менее ресурсный, но более легкий мотоцикл. Так, в нашем гараже появился Джампик XR250Baja. Мой TT600R был замечен в небольшом аппетите к маслу. Можно было ничего не делать, но я решил устроить ему миникапиталку и перебрал за зиму мотор.

Готовились вещи, сумки, снаряжение, инструмент и зип. В общем, много приятных хлопот в межсезонье сократили ожидание.

И, вот он – день, который мы так ждали!

День 1, СПб-Суоярви (470 км)

Старт в 9.00! Греем моторы, обнимаемся с родителями, которые будут все время нашей поездки ждать и волноваться за нас.

Мы договорились встретиться с Юрой у Лосевских порогов. Мурманка, кольцевая, новое Приозерское шоссе, потом сплошная пробка и обочина для мотоциклов, немного опаздываем...

...И, вот, долгожданная встреча:

Перекус и дальше едем втроем, полным командным составом. Едем не по прямой, сворачиваем на красивую дорожку налево, на Мельниково, Хвойное, Кузнечное. Мы ехали тут в первый раз. Очень красиво, рекомендую ездить по этой дороге. Немного грейдера и колдобин были только в радость, как первые препятствия для наших внедорожных мотоциклов.

Заехали к церкви Андрея Первозванного на Вуоксе:

В Куркиеки Юра показал нам одно из своих излюбленных мест, видовую площадку:

Глаз радуется цветочному разнообразию:

Татьяна:

Я на подъеме сюда брякнулась, не рассчитала траекторию подъема, заскочила передним колесом на камень и потеряла скорость, в этот момент мот вывесился, и под ногами не оказалось опоры. Упала на камень: отколола кусок зеркала, свернула защиту руля и перепугала всех ящериц, мирно гревшихся на солнышке!

Георгий:

В Лахденпохья мы встречаем старого знакомого Максима. Он на своем WR250R едет в Питкяранту на рокфестиваль, зовет нас с собой. Наш трафик не позволяет, и мы с сожалением отказываемся, предложив Максиму ехать лучше с нами ))) Сошлись на совместном обеде, и выбрав кафешку, поели и пообщались. Общение в путешествии с такими же мототуристами, просто путешественниками-бродягами, с новыми людьми и старыми друзьями, обмен опытом, забавными и поучительными историями – это составляющая наших поездок, благодаря которой путешествие становится еще насыщеннее и интереснее.

Максим и Юра:

После обеда мы разъехались каждый своей дорогой, пожелав друг другу долгого, счастливого и интересного пути!

Карельские дороги вились изгибами и шикарными видами! Вот они, Сортовальские шхеры, Дом композиторов, серпантин, вырубленный в скалах гранита. Две стихии смогли сокрушить этот гранит, ледник и человек.

Доехали до монумента "Крест Скорби" (в районе урочища Питкякангас на развилке дорог А131 и Р21) и свернули на грейдер.

Сегодня асфальта почти не будет, только в поселках кусочки. Набираем обороты, привыкаем к грейдеру. Он везде разный, бывает сыпучий с рыхлыми проплешинами песка и колеями – этот самый опасный. Бывает укатанный ровно, как асфальт, бывает гребенкой. До Суоярви в основном шла каменистая гребенка с ямами, для наших мотоциклов по такому покрытию можно ехать хоть 100 км/ч,  мы ограничились 70-80.

Поселки и деревни сменяли друг друга, эту дорогу мы уже знали, весной мы ездили по ней на гору Воттоваара.

Поплутав по дороге по Суоярви и вдоволь накатавшись по этому городу, в поисках выезда, к вечеру мы добрались до места нашей первой ночевки – хостела для мотоциклистов под Суоярви. Рекомендую это место всем мотопутешественникам, и не только мото. Тут вы не встретите пятизвездочных номеров-люкс за баснословные деньги, все аскетично, практично, со вкусом и юмором, и с обязательной примесью мотоциклизма в интерьере. Катя (хозяйка) нас уже ждала со всем своим гостеприимством, а Тамару (ее помощницу) мы встретили по пути сюда, крутившую педали на концерт в Суоярви, из- за которого, собственно, и перекрыли часть улицы, создав неудобства водителям.

Мы были единственными гостями, и поэтому заселившись в свою комнатку, поскорее спустились вниз, чтобы приготовить ужин и за вечерней трапезой под бутылочку перцовочки растаять в неспешной беседе о дорогах, путешествиях…

Катя, закончив дневные дела на территории хостела, составила нам компанию, разбавляя наши разговоры своими историями.

Так мы плавно оказались в гараже и довели до ума защиту рук на Катином XR250, попутно проверив натяжку цепи, провели курс молодого бойца, объяснив основные моменты, которые должен знать эндурист!

Татьяна:

Все, на этом я упозла мыть посуду, мыться и спать...
Проезжали красивые места, очень красивые, но до сознания пока не дошло, что я в отпуске и далеко от этой выматывающей городской суеты, грязного воздуха и проблем мегаполиса...

Георгий:

Во время движения я заметил подтекание масла с вилки и заднего амортизатора, забуксовало сцепление при резком разгоне. Это огорчало, в самом начале пути, казалось бы, подготовленный мотоцикл доставлял проблемы. Но поломки некритичные и вялопрогрессирующие, я решил не паниковать и ехать дальше.

Засыпая, я думал о завтрашнем дне. Состояние дороги наконец полностью меня настигло, я почувствовал кайф от путешествия. И так 2 недели, сколько нас еще ждет!

День 2,  Суоярви – Костомукша (520 км)

Утро встретило нас отличной погодой и плотным завтраком.Собравшись, попрощавшись с Катей , мы отправились в путь. Сегодня нас ждали грейдеры. Дорога стала заметно хуже, пошел сыпучий песчаный грейдер, мотоцикл периодически швыряло. Вокруг красота, начались живописные изгибы и горки, карельский лес… Даже чередующие зарастающие вырубки леса казались красивыми и гармоничными. Мы ехали дорогой, которую катали в июне на машине, через Кастамуксу, Поросозеро в сторону Воттовары.

Под Поросозеро мы подобрали, валявшуюся на дороге, игрушку. Тане она очень понравилась, и мы пристегнули ее к вещам. Так у нее появился пассажир, и теперь это наш полноправный соратник в путешествии. Пасссажир - потеряшка добавил Джампику 1 лошадиную, но немножко неполноценную, силу или  три четверти силы. Дело в том, что ее пассажир - Розовая лошадка. Ну, нельзя было в Год лошади не подобрать ее! Теперь ездит с ней на удачу, выглядывает из- за плеча на дорогу. Копытце одно кто-то отгрыз, надо починить...

Розовая лошадка:                                                                                                             Своротка на г.Воттоваара:

Замечаю, что Танин номер болтается, останавливаемся проверить – откручен. Как удачно я взял с собой запасной крепеж, достаю инструмент и прикручиваю номер, затягиваю посильнее – чтобы не открутился больше.  Заводимся, едем дальше.

Дорога все хуже, последние 50 км сплошной песок, болтает и вырывает переднее колесо, нужно постоянно выравнивать мотоцикл газом, привставая.

Доехав до Муезерского, думаем найти кафешку пообедать. Не так то это просто! Единственное кафе закрыто, едем в магазин. Тут я замечаю, что у меня не застегнута сумка. Осматриваю и понимаю, что  сумку с инструментом я обратно не убрал. В этой сумке было все самое нужное при ремонте и тормозные колодки, я очень расстраиваюсь. До Костомукши 160 км  асфальта, за потерей надо ехать обратно 60 км сыпучего песка.  Решаем перекусить магазинной едой и разъехаться.

Татьяна:

Выдержать еще 120 км той дороги (туда и обратно) у меня не было сил. Оставаться в лесу одной с мотиком и вещами на 2 часа мне совсем не хотелось, решено было в этом месте разойтись: ребята поехали искать пропажу, я - домой (в Костомукшу). 160 км и я с родителями на кухне-кайф!!! Ребята приехали в Косту через 1,5 часа , они быстрые, я - тихоход, поэтому так с легкостью они от меня и избавились!!!

Георгий:

Ехали мы с Юрой быстро,  можно сказать летели. Приехав к месту ремонта, сумку не обнаружили – нас опередили и подобрали ее «добрые люди». С грустью думаю, что колодок мне и Тане хватит ненадолго, запасные я брал не зря. Обидно и от того, что инструмент этот я собирал годами, каждый ключ проверен и подобран, ничего лишнего. Дорога распоряжается нами и нашими вещами сама, что-то дает, что-то забирает… Едем обратно, думаю о своем инструменте, думаю о найденной лошадке (мы назвали ее Игогошей…) Эх, Игогоша, ты теперь нам будешь очень дорог!  Явно произошел обмен!

Отмотав лишние 120 км, уставшие, в начинающийся дождик, мы все же решили «срезать» по грунтовке, а не ехать по асфальту через Тикшу. Дорога проходила через красивейшее Колонгозеро, и хоть мы и спешим, но стараемся в этих местах снизить скорость, насладиться красотой.

Далее выезжаем на асфальт, эта дорога на Костомукшу хороша знакома, быстро долетаем до дома Таниных родителей. Нас уже ждут!

Обнимаемся, радуемся долгожданной встрече, разгружаем мотоциклы.

Решаем отогнать их на стоянку (опробованную не единажды), так надежнее. Очень были удивлены и расстроены: стоянки в Костомукше ломят неприличную цену с мотоциклистов, приравняв мотоциклы к машинам, по 200 руб. за место! Соглашаемся, других вариантов нет.

Собираемся за столом, ужинаем, обсуждаем всякое, на душе спокойно, забыты все тревоги прошедшего дня. Ужин очень вкусный, я чуть не лопнул, меня поймет путник, питавшийся тушенкой с макаронами и попавший  за стол с домашней едой.

На этом закончился второй день нашего путешествия. Пока что мы не испытали всех тягот и прелестей походной жизни, палатки и спальники еще не распакованы. Завтра мы это исправим, причем с превеликим удовольствием!

День 3,    Костомукша-Пяозерский (оз. Мушталампи) (280 км)

Вот и третий день пути. Проехали мы сегодня много. Маршрут был насыщенный, с элементами неизвестных дорог и бездорожья, но не по плану. От графика отбились. Должны были сегодня пройти Паанаярви и встать за ним. А мы ночуем на оз. Мушталампи, это даже не доезжая до поселка Пяозерский. Но мы не жалеем, потому что мы катаемся, мы едем туда, куда хотим и там, где нам нравится!!! Так, по дороге от Костомукши до Калевалы, мы намотали лишних километров 200: решили ехать не по обычному грейдеру в сторону Вокнаволока, а по Северо-Западной дороге и вдоль границы.

Северо-западная дорога:                                                                                                                                                                Немного юмора :)))(это всего лишь                                                                                                                                                                                                             вереск):

Дорога шла красивая, местами совсем дикая и малонаезженная.  И, в итоге, мы выехали на блокпост с колючей проволокой и контрольно-следовой полосой. По заранее прорисованному на спутниковой карте треку надо было ехать вдоль колючки. Я посмотрел на двух автоматчиков, встретился с ними взглядом, подождал секунду их действий. Пограничники никак не реагировали. Мы повернули по еле видной колее вдоль колючки направо, поехали дальше. Выехав в поле, уперлись в заросли малины. По середине поля стоял НЛО. Я так и опешил! Фотосессия рядом с непонятным объектом, и мы поехали дальше.

Еще метров 100 и  направление дороги бесследно растворилось в высокой траве... Я делаю круг по лесу, потом пешком, нет дороги, совсем! Значит дорога на спутниковом снимке за колючкой, туда нас никогда не пустят.

Едем обратно, встречаем пограничника – он вышел за нами, зная что мы дальше не уедем. Автомат наперевес, серьезный пронизывающий взгляд, профессиональный загар, которому позавидует любой курортник. Неспешно беседует, спрашивает: кто, откуда, проверяет паспорта. Объясняет, что мы тут вообще не должны находиться. Так близко могут подъезжать только жители района, с соответствующей пропиской в паспорте. Ну, а за КСП вообще никому нельзя, так что, ехать нам обратно, дальше дороги точно нет. Все это обсудили без негатива, доброжелательно и спокойно. Желаем спокойной службы и возвращаемся назад,  на Северо-Западную, оттуда до Вокнаволокской дороги срезаем живописной лесной перемычкой.

Проехав 90 км от Косты и намотав лишнюю сотню, выехав на перекресток с указателем 53 км направо до Калевалы, мы дернули налево на Куми-порог или Калевальский водопад.

Раньше для проезда к водопаду нужно было оформлять пропуск, платить деньги за проезд в приграничную территорию. Теперь все проще.

Свернув, мы встретили подвыпившего москвича на Ниве.

Мост через р.Войница

Так как мы не знали точно, как ехать, спросили дорогу. Он очень долго и подробно нам рассказывал, куда ехать и объяснил все правильно, но на местности указал не на тот перекресток, и, из-за этого, мы больше часа крутились по всевозможным лесным дорожкам в поисках водопада. Окончательно запутавшись, вернулись на большую дорогу и проехали дальше, и вот оно: описания мужчины на местности сходятся с действительностью! Нашего гида мы больше не видели, хотя ехал он тоже к водопаду. Мы предположили, что фамилия у него Сусанин!

Водопад удивил, к нему стоит ехать! Не хочется, конечно, сравнивать, но "брендовый" Кивач вызывает намного меньше восхищения. Тут и высота с масштабом, и уединенность места – однозначно,  водопад Куми-порог является жемчужиной Карелии и обязателен к посещению.

Повсюду знаки:

Вернувшись обратно, мы свернули в сторону Калевалы. Нам не удалось пообедать в столовой, она уже была закрыта. Жаль, там вкусно и недорого кормят, обстановка возвращает вас в советские времена.

Татьяна:

Зато послушали нетрезвого местного жителя, как он, приняв нас за финнов, пытался выцыганить у нас денег, говоря отдельные финские слова... Купив в магазине провизию, поехали на мыс оз. Куйто. Пока Юра "сусанил", проезжали мимо мест, где в детстве я бывала в гостях у своих тети и дяди.

Песчаный берег Куйто - твой личный пляж, дом на горе, жаркая баня с вениками и детскими криками "пожалуйста, можно я уже все?", лес, полный грибов сразу же за домом, а эта рыбалка... Зимняя - в фуфайке и валенках от лунки к лунке с красными щеками и онемевшими пальцами рук, а потом прыгание вокруг дровяной печи и горячий чай, а на досуге латание сетей, летняя - с дядей на лодке по Куйто или на системе лесных озер с ночевкой в рыбацкой избе, эх, ностальгия! Все конечно изменилось...

Мыс удивителен - коса, разрезает воду и заканчивается крестом с встревоженными чайками над ним!

Пообедав на природе, мы прогулялись до креста, и приглядевшись, поняли причину их беспокойства – на земле лежали яйца, люди потревожили высиживание. Спешим уйти, чтобы не мешать такому важному делу.

Чайкины дети:                                                 Ах, эти странные тени...:

Георгий:

Посмотрев на часы, мы осознали, что уже вечер. В Пяозерский мы не успевали, а ведь нам надо было оформить пропуск через парк Паанаярви.

Решаем доехать максимально близко до Пяозерского и встать лагерем на берегу любого озера, ну, а на утро сразу ехать оформляться.

Так и поступили. Место для лагеря искали долго, но результат того стоил – наши палатки раскинули крылья на берегу красивого озера. В котелке бурлил чай, горел костер, лилась неспешная беседа с созерцанием красивого заката и с подведением итогов уходящего дня. За всю дорогу сегодня видели тетерева, лису, Юра видел зайчонка, а я сову. Останавливаюсь, опускаю глаза, а там, внизу, сидит она, крылья растопырила и смотрит на меня желтыми, круглыми, как блюдца, глазами!! Я от счастья аж закричал (Таня подумала, что меня фура снесла)!! Так закончился еще один прекрасный день, такой большой и насыщенный, завтра нас ждет один из самых интересных участков маршрута!

День 4,     Пяозерский (оз. Мушталампи) - берег Белого моря (Тоня Тетрина) (400 км)

Татьяна:

Я вскочила часов в 6 утра, когда начал накрапывать дождь. Выбежала в трусах из палатки спасать сумку с вещами. Потом нырнула обратно и еще с час слушала гуляющую вокруг грозу. Поспать не удалось, в 8 подъем. Дождь нас миновал и не встречался всю дорогу. С утра собрали лагерь и двинулись в путь.

Вчера отбились от графика, а потому, сегодня пришлось наверстывать.

Едем в Пяозерский, находим визовый центр Паанаярви, оформляем пропуск через парк. Это абсолютно бесплатно, но без этой бумажки нельзя никак. По этой причине не пройти маршрут с другой стороны.

Направляемся в парк, 80 км грейдера и вот КПП, на котором проверяют наш пропуск и пропускают дальше.

КПП на территорию парка:

Останавливаемся на мосту через Олонгу. Очень красивая река, берущая свое начало из озера Паанаярви.

Далее сворачиваем направо вдоль Олонги и едем в сторону урочища Вартиолампи, с целью посетить водопад Киваккакоски. Мы посещали его ранее на снегоходах, и я был уверен, что на эндуро туда можно проехать. Но в урочище мы встретили работницу парка, которая нас предупредила, что это пеший маршрут и на технике туда нельзя. Очень кстати она нас остановила, мы бы поехали точно и вскопали кроссовой резиной тропу. Что же, водопад в этот раз мы не посетим, на пешую прогулку у нас нет времени. Погуляли по урочищу, в котором постройки и предметы быта коренного финского населения. Паанаярви летом очень красив! Все сочное, рельефное, ландшафтное...

Немного вернувшись, сворачиваем на дорожку в сторону Кумской ГЭС. Ехать хорошо, дорожка малопосещаемая, из разряда лесной. Кругом красивый лес, птички поют – красота!

В итоге вывела нас эта дорожка к шлагбауму, который обозначал границу некой базы отдыха.

Интернет любезно подсказал, что это база Циплинга называется "Карельской Швейцарией". Действительно, природа тут постаралась: горы, луга, озера, водопады.  Гости базы – 99% иностранцы, нашим людям такой отдых не по карману. Начиная с трансфера на вертолете, и заканчивая ценами на услуги проживания и сервис.

Никакого объезда не видим, на территории прямо поперек дороги курсирует привязанная к дереву собака, очень злая. Мы попытались найти людей и получить разрешение на транзитный проезд  через базу. Обошли несколько домов и хозпостроек, никого нет. Стоит одна машина с финскими номерами. Видимо, все на рыбалке. Решаем проехать так, приподнимаем шлагбаум, мотики пролезают. Собаку объехали по лесу, ох, как она рвалась познакомиться с нами поближе! Я очень надеялся, что веревка выдержит!

Проезжая базу, я любовался открывшемуся нам виду – это озеро Циплинга. Очень спокойное и умиротворенное место, вода в озере абсолютно прозрачная, луга зеленеют, вдали открывается вид на небольшие горы.

При выезде еще два шлагбаума, с ними пришлось помучаться, но, в итоге, проехали и их.

Поднявшись в горку, мы увидели беседку над озером, прекрасная смотровая! Тут мы решаем пообедать. Обед получился простой и быстрый - съедаем запасы, купленные, в бедном на выбор, магазине в Пяозерском. Любуемся видами, пьем чай и едем дальше.

Постепенно окружающая нас природа меняется, лес становится лиственным. Мы выезжаем к ГЭС. Нас встречает охранник - приветливый мужчина и его верный сторожевой пес. Он  нас ждал, заказанный заранее пропуск пришел ему факсом, и мы беспрепятственно проезжаем режимный объект, делая с разрешения несколько фотографий.

Дорога после ГЭС дополнила наше путешествие новыми видами. Изменился лес, пошли северные сопки с маленькими соснами и елями.

Устал:

Грейдер сменился асфальтом. Мы очень по нему соскучились! С каким удовольствием я выехал на ровную дорогу, прямая линия разметки взметнулась к горизонту! Отворачиваю ручку газа, скорость 140, рев мотора, свист ветра – кайф! Быстренько сбавляю, хорошего понемногу, перестраиваюсь на спокойный темп езды, и мы двигаемся в сторону мурманки и Кандалакши.

Проезжаем беспокойное Мурманское шоссе, всего 5 км. Заезжаем по пути на заправку, обедаем в кафе и заправляем мотики.

К нам подошел священник. Одет в рясу, вида самого, что ни на есть, типичного для этой профессии, только большая спортивная сумка немного портит образ. Разговорились, он спрашивает что за мотоциклы у нас, какой объем мотора. Чувствуется интерес и осведомленность, видать, в молодости батюшка покатался на ижах/уралах. Но, в итоге, наш разговор свелся к тому, что мотоцикл – бесовское создание. Я попытался подловить батюшку, спросил: почему? Выяснил о причине – двигатель внутреннего сгорания, работает от вспышки (взрыва) горючей смеси, что есть проявление беса. Я почти ликуя говорю, но как же тогда машины? Вы же в пути, как вы на них передвигаетесь? А он мне ответил – пешком… Я так удивился, что не расспросил его, откуда и куда он держит путь, но если посмотреть на карту, то понятно, что он не день и не неделю в пути… Батюшка пожелал нам счастливого пути, перекрестил  и дал напутствие ехать аккуратно, ибо Ангел Хранитель больше 90 км/ч не летает. Я ехал и размышлял, как устроен мир, как тонка граница между сытой потребительской жизнью и истинной свободой от многих ненужных забот.

Проехали Кандалакшу, пополнили запасы еды в магазине, впереди две автономные ночевки. Остановились на смотровой площадке с видом на Кандалакшский залив. Как тут красиво!

Доехав до п.Умбы, заправили под завязку мотоциклы и канистры. Дело к вечеру, надо искать место для ночлега. Решаем попробовать заселиться на тоне "Тетрине".

ТонЯ (ударение на последний слог) - постоянная или сезонная рыбацкая  база поморов. Большинство беломорских сел  образовалось  из тоней. Судьбы тоней сложились по-разному - одни используются по назначению, другие опустели, третьи стали дачами, а тоня "Тетрина" на Турьем мысу в 29 километрах от п.Умбы и вовсе сделалась музеем.
Смотритель и создатель этого музея - не государство, а Александр Борисович Комаров, житель п.Умбы.

Дорогу к Тоне мы не знали, была только точка на навигаторе. Я решил попробовать проехать по берегу. Мы проехали другую тоню и уперлись в горку, на которую с вещами забираться не рискнули. Вернулись обратно и ушли по развилке правее, вглубь мыса. Далее мы ехали по очень красивому лесу. Он напоминал лес из сказок, и казалось, что сейчас за поворотом появится избушка на курьих ножках… Избушки не было, зато мы выехали на берег и нашли нашу Тоню.

Нас встретил сын Александра Борисовича, Дмитрий. Очень любезный и воспитанный молодой человек. Свободных мест не оказалось, и мы спросили разрешения поставить палатки, договорившись на экскурсию и питание. Дмитрий подсказал нам хорошее место в 500 м от Тони, и мы поехали разбивать лагерь.

Место для лагеря оказалось очень интересным. Как потом выяснилось, тут каждое лето стоит группа туристов, друзей Александра Борисовича. Лагерь они обустроили всевозможной деревянной мебелью, очагом и даже оборудовали походную баню.

Прежде, чем мы обустроили свой лагерь на месте стоянки, ребята поприветствовали Терский берег:

После этого мы со спокойной душой развернули палатки, приготовили ужин и поели. Белое море было в отливе, обнажая камни дна и водоросли морской капусты. Доставали насекомые, пришлось надеть маскитные шляпы. Явно не хватало ветра сдуть эту нечисть.

Выбираем место под палатку:

Кони в стойлах, ужин на огне:                                                                                           Вид на лагерь с моря:

Баня при лагере:                                                                                                                                                                             Цветущая ламинария:

Отлив на Белом море:                                                                                                      Северные морские звезды:

Из-за насекомых все попрятались по палаткам, времени уже третий час ночи, на улице светло, как в пасмурный день. Я не хочу ложиться спать, не насытившись этой красотой! Иду гулять по дну моря, фотографирую капусту и морских звезд, которых тут очень много.  Вот и закончился еще один день, в голове с трудом укладывается все увиденное и познанное сегодня... Как богат наш путь, как много я увидел! С сожалением бреду к палатке, надо выспаться, завтра нужны будут силы на поход к Варзуге и Кузомени.

Видеоролик для тех, кому лень читать все вышеописанное:

Продолжение. Часть 2, Кольская.