И снова на север! Кольский, 2014 г.

Часть 2, Кольская.

Начало. Часть 1, Карельская.

День 5,  берег Белого моря (Тоня Тетрина) - Кузомень - Тоня Тетрина, радиалка (250 км)

Георгий:

С утра на море был прилив, дул ветер, а потому почти всех насекомых разогнало, зато было жутко холодно. Надели на себя больше, чем в предыдущие дни. Но пока собирались, разогрелись, и часть одежды была уже не актуальна. Мы свернули лагерь, завезли вещи на Тоню, нас встретили Дмитрий и Александр Борисович. Решили организационные вопросы, скинули с мотиков все вещи на хранение, и пока ждали завтрак, осмотрели территорию.

Завтрак впечатлил! Уха из горбуши, горбуша копченая, красная семужья икра, и все это великолепие происходит на берегу моря под шум северных волн. Мы чинно сидим на оленьих шкурах, и согреваемся теплом этих благородных животных, как и чаем из чайника, которому лет 200…

Александр Борисович шутит, что у них тут всегда четверг, море кормит их своими дарами.

Дмитрий разливает свежую ушицу:                                                                              Уха:

Копченая горбуша:                                     Красная икра на завтрак:                                                                                             Почтенный Чайник 19 века:

Сытые и довольные, мы выезжаем в путь. Пару километров нас сопровождает Дмитрий на квадрике, ему нужно доехать до соседнего лагеря с туристами, а нам он показывает источник с бьющими ключиками, где мы пополняем запасы питьевой воды.

На легке ехать здорово, мотоцикл становится управляемым, может прыгать и маневрировать по бездорожью. Быстро проезжаем асфальт, красный грейдер и в районе села Кашкаранцы сворачиваем на берег моря. Дальше ехать по грейдеру не стоит, дорога вдоль моря намного интереснее.

Выезжаем в сторону асфальта:                                                                                        Остановка  - "Полярный круг":

Проезжаем часовню Инока Теркского, источник Инока Теркского, любуемся на пристанище чаек на скале Парус и надолго застреваем в заброшенной каменоломне по добыче аметиста. Тут-то мы и попались! Нас предупреждал Александр Борисович, что собирательство – самое древнее и неискоренимое занятие человека. Красивые узорчатые камушки захватили нас часа на два. Самих аметистов мы нашли очень мало, в основном собирали флюорит (надеюсь правильно написал). Наш багаж потяжелел примерно на пару килограмм!

п. Кашакаранцы:

Северные растения из-за постоянных ветров и сурового климата высокими не вырастают, но из-за скудного окружения, их цвет выглядит сочнее и радостнее:

Немного порезвились на берегу:

Часовня Инока Теркского:                                                                                             Внутри часовни лежат мощи Инока:

Источник Инока Теркского:

Далее мы ехали по береговой дороге, пока она не кончилась. Пришлось выехать на берег и ехать по песчаной полосе прибоя. Нам не повезло, был прилив и пришлось балансировать между рыхлым сухим песком и слежавшимся мокрым. Все это сопровождалось стаями птиц и, бегающими под колесами, птенцами бакланов размером с курицу. В итоге, одного такого баклана совершенно случайно задавил Юра. Весь оставшийся день он вздыхал и расстраивался, птицу было жалко...

Так выглядит пустая порода с примесями флюорита, аметисты встречаются         Каменоломня:                                                                                                                нечасто:

Скала Парус - пристанище чаек:                                                                                     Беспокойные родители:

Тонкий слой аметистов на породе:                                                                                  Флюориты с загадочными знаками:

Добытчики:

Доехав до мыса Варзуги, мы стояли и любовались красотой впадающей в море реки. Но время подгоняло, нас ждала баня и ужин.

Решаем ехать через Кузомень, по пустыне. У Тани начались проблемы с песком, вывести мотоцикл в стойке на нормальную скорость у нее не получалось. В итоге, она медленно ползла, зарываясь в песке и помогая ногами, мотор надсадно ревел, начинала растягиваться и щелкать цепь. Я стал опасаться за мотоцикл, решаем разворачиваться и кратчайшим путем выезжать на дорогу.

Я съездил вперед, проложил путь между барханами, до дороги всего около одного километра. Объясняю Тане, что надо ехать быстро, в стойке, переходить на вторую передачу. При этом, надо успевать проложить правильную траекторию между барханами и прочими препятствиями и не навернуться (в качестве препятствий  там много досок, бревен и колючей проволоки).

Начали разгон, я впереди, показываю Тане траекторию, стараюсь сильно не отрываться вперед. В какой-то момент, при объезде здоровенного бархана, я потерял Таню из вида и вдруг, боковым зрением вижу летящую Хонду Баха с вершины бархана - это Таня в красивой стойке отрывается двумя колесами от песка и клюнув немного при приземлении, уверенно уезжает вперед – урок  усвоен, ученик обогнал учителя ))).

д.Кузомень полностью стоит на песке:

Пустыня за деревней:

Дорога обратно хоть и была ограничена временем, но порадовала видами.

Юра немного оторвался вперед, и, пока ждал нас на повороте, наблюдал как «мышковала» лиса. Красивое зрелище!

Лиса на охоте:

Проверяем цепь:

Приехав в Тоню, мы шикарно поужинали, познакомились и пообщались с такими же путешественниками - московскими джипперами Кириллом и Кристиной, погрели кости в бане, посетив еще и СПА процедуру с морскими водорослями (ламинарией). А спать мы отправились по другую сторону от Тони, дальше по берегу, где Александр Борисович следит за нам в бинокль, чтобы знать, когда готовить завтрак, ждать на экскурсию, и вообще, все ли у нас в порядке ))).

Кресло с видом на "Море в закате":

День 6,  берег Белого моря (Тоня Тетрина) - перегон Умба-Октябрьский (оз.Бабаево), (50 км)

Татьяна:

Никак сегодня не просыпалось...7, 8, 9 утра - глаз не открыть...слышен шум прибоя, редкие выкрики чаек, ветер, но оно все такое убаюкивающее...Это место явно не хотело нас отпускать, а мы не хотели отпускать его.
Кое как мы все таки встали, а потом, раскачиваясь, часа 1,5 собирали лагерь. У меня на Джампике кончились задние колодки, Гоша пытался смастерить их из деревяшки, но они выскочили, я думаю, уже метров через 200.

У нас по плану была экскурсия по Тоне "Тетрина", надо было спешить, чтобы не заставлять других туристов ждать ее начало. Экскурсия для нас длилась часа 1,5, получилась она немного беглой, потому что нам надо было двигаться дальше... Так жаль, что мало времени, хочется быть здесь каждый день! Александр Борисович очень увлекательно, емко и интересно рассказывает о жизни в этих краях, о саамах и поморах, об их быте и укладе жизни. Он восстановил здесь практически все: от жилищ и хоз.построек до внутреннего убранства и предметов охоты и заготовок.

Поблагодарив это место и попрощавшись с его хозяином, мы получили в подарок от Александра Борисовича беломорскую рогульку и уже в послеобеденное время выдвинулись в путь. В Умбе заправились, пообедали в кафешке, чтобы не тратить время на приготовление еды и пошли на перегон "Умба-Октябрьский".

За день мы проехали  километров 50,  12 из которых были из тони, 20 - по асфальту. У Юры случилась поломка, из-за которой чуть все не сорвалось. У Serow вывалился сальник вала ведущей звезды, и масло с мотора вытекало на дорогу. Мы много времени торчали на одном месте, пока ребята решали, что делать и ремонтировали мотоцикл. Я пыталась ловить рыбу, но безуспешно.

Сальник внедрили обратно, уплотнили его накерниванием и всю дорогу следили за маслом. Починили, работает! Едем дальше...

Остановились на "нашем" месте (здесь мы были в августе 2013 г. ), Гоша целый год ждал приезда на эту реку с заводью в виде озерца. Так его впечатлила рыбалка в прошлом году! Азарт огромный был при ловле, но во Вселенной  все уравновешено, река не дала нам больше, чем мы могли съесть! С уловом проехали еще немного и встали на отворотке на озере Бабаево, на одном из его маленьких частей. Место очень красивое, как и все вокруг! Пока искали стоянку, я по дороге подскользнулась в какой-то ерундовой луже и наполовину вымокла.

Мы разбили лагерь, и все занялись своими делами: я -сушилась, Юра заготавливал дрова, Гоша чистил рыбу.  Сегодня природа балует нас своими дарами, наш улов превратился в королевский ужин!!! Уха, сиг, запеченный в фольге, сиг копченый.

Несмотря на безумное количество комаров, мы пытались держать оборону с помощью костра и дыма, потому что совсем не хотелось сдаваться перед этими кровососами в очередной раз и упускать это прекрасное время, это заходящее солнце, дымку над озером от нашего костра, эту тишину и умиротворенность, размеренный, плавный, льющийся ход времени, нашу дружескую беседу и это, такое хрупкое, состояние счастья...

День 7, перегон Умба-Октябрьский (оз.Бабаево) - восточное подножье Хибин со стороны Умбозера (р.Тымашаеуайв) (ок.150 км)

Утро было долгим, жарким, мучительным... Дикое количество комаров, как вчера вечером. Я выросла в Карелии, но столько никогда не видела. Кое как с ними борясь, позавтракали, свернули лагерь, погрузили вещи и упаковались в экип. За этот день мы прошли оставшуюся часть дороги Умба-Октябрьский и выехали в Кировск. Честно сказать, я не была впечатлена дорогой, как это было в первый раз. Она такая же живописная, разная, со всеми видами дорожного покрытия, с неизвестными своротками и своими потаенными уголками, и хоть и  местами новая для нас, но... для меня все вокруг было одинаково зеленым. Мы были здесь в конце августа в прошлом году, буйство осенних красок и романтика от дороги, по которой едешь первый раз превзошли и отсутствие комфорта от постоянного дождя и мух в начальных остановках. И оставили в душе тот неизгладимый след, который всегда остается, как первое, самое яркое впечатление. Насекомых, в общем, было гораздо меньше. Лично мне в этот раз дорога далась легче, но и впечатлений, чисто зрительных, тоже меньше.

В Кировске заправились, поужинали, чтобы в лагере не тратить на это силы и двинули на ГОК "Олений ручей". Приехали только-только к 20.00, в другое время не пускают. Оформили пропуска и, машина сопровождения провела нас через территорию комбината. Мы приехали к восточному подножию Хибин (со стороны Умбозера). Куча маленьких озер с чистейшей прозрачной водой на фоне гор очень красивые.

Ловозеры:

Наша задача найти место для лагеря оказалась трудновыполнимой...то помойка, то у дороги...В итоге, от единственного места под стоянку на берегу Умбозера, приглянувшегося Юре, мы прилично удалились и встали на реке Тымашаеуайв. Это небольшая река, берущая начало с горных вершин и соединясь с более крупной р.Тульйок, впадающая в оз.Умбозеро. Юра всю дорогу пытался  вернуть нас обратно, хотел встать именно на озере, но мы неумолимо шли вперед, в надежде на что-то более подходящее. Уж очень не хотелось сидеть на, засранном туристами-помойщиками, берегу красивого озера.

Здесь, на реке, был сущий ад...Количество мушек, суетящихся в воздухе превышало количество комаров на прошлой стоянке в десятки раз. Даже наш стойкий  Юра не выдержал...Мне было проще, я девочка, поэтому я могу позволить себе некие слабости и у меня есть муж, который обо мне всегда позаботится. Спасибо Гоше, что спасал меня тогда и в другие такие дни от этих "злодеев"! Я не знаю, как он перенес эту живность, но мы с Юрой попрятались в своих палатках и полчаса занимались тем, что убивали мушек внутри палаток, чтобы можно было спокойно спать. Их было такое количество, что при заползании внутрь, невозможно их туда не напустить. Я убила штук 40, они были повсюду, и все новые экземпляры вываливались из складок одежды. После того, как Гоша сварил ужин (зачем в Кировске ужинали?) и приготовил чай, а потом разнес нам по палаткам еду (сколько ни ужинай, а в лагере все равно надо), процедура отлавливания мушек мне предстояла вновь, нас же двое!

р.Тульйок - кристально чистая и прозрачная:

оз. Умбозеро:

Мушатник в палатке (эти, слава Богу, снаружи):

Надо как-то завтра еще преодолеть их, чтобы позавтракать и выбраться отсюда. Меня жвакнули в губу, теперь у меня красный большой перекошенный рот... Так, в неравном бою (по сотне на одного) закончился этот день!

Видеоролик для тех, кому лень читать все вышеописанное:

Продолжение. Часть 3, Горная.