г. Воттоваара или способ присмотреться друг к другу, 2014

Автомобиль: Toyota Town Ace, 4 wd.

12.06 - 15.06.2014 г.

Татьяна:

Как всегда, в июне, 12 числа, намечался государственный праздник - День России. Как может отпраздновать этот день гражданин своей страны? Конечно, отправившись по просторам своей Родины. Так мы и сделали, имея в арсенале еще плюс два законных выходных и день в счет каких-то пренесенных праздников.

На самом деле, эту поездку придумал и спланировал Юра Правдин, наш, уже, мотодруг. В июле 2014 года мы собирались в общий двухнедельный мотоотпуск по карело-мурманским местам, а для такого серьезного дальнобоя нелохо было бы вначале друг к другу присмотреться. Так и организовалась наша поездка, устраивавшая всех как своей длительностью, так и дальностью.Мы едем на г. Воттоваару.

Воттоваара - это наивысшая точка Западно-Карельской возвышенности - 417,1 м. Культовый комплекс занимает в целом всю поверхность горы и несколько возвышенностей, расположенных одиночно близ нее (6 кв. км).

В августе 2011 года постановлением правительства Республики Карелия комплекс горы Воттоваара был объявлен ландшафтным памятником природы. Охраняемая территория занимает площадь более полутора тысяч гектаров: в неё входит сама гора и прилегающая к ней местность.

«Ваара» переводится с саамского как «гора». «Вотто» — транскрипция саамского слова вуэjjтэ (звучит «вуэйтэ») — победить, одолеть, одержать победу. Название горы Воттоваара можно перевести как «Гора победы».

Наши с Гошей мотоциклы проходили в гараже ТО после майского Европейского трипа и готовились к северным испытаниям, поэтому мы поехали на гору на машине.

Точкой встречи был назначен мемориал "Крест скорби" на развилке дорог А131 и P21.

Юра нас уже ждал:

"Крест скорби" - первый, установленный в Российской Федерации, памятный мемориал, посвящённый павшим в советско-финской войне 1939—1940 годов советским и финским воинам. Памятник открыт 27 июня 2000 года в урочище Питкякангас Питкярантского района Республики Карелия. В этом урочище и на близлежащих территориях, названных в народе «Долиной смерти», проходили тяжёлые бои в период советско-финской войны 1939—1940 годов. Здесь в январе-феврале 1940 года погибло более 35 тысяч советских и до 6 тысяч финских военнослужащих.

Памятник высотой около шести метров, изготовлен из чугуна в Финляндии. Представляет из себя крест, с двух сторон которого изображены женские фигуры, скорбящих по погибшим сыновьям, русской и финской матерей. Памятник установлен на искусственном холме, на склонах холма расположены группы крупных камней, символизирующих павших воинов. Вблизи памятника, на крупном валуне, установлена мемориальная доска с текстом на русском и финском языках:

По пути на гору мы планировали заехать на ночевку в мотохостел под Суоярви, узнать что к чему, познакомиться с хозяевами  и договориться о нашем приеме в июле. В хостеле мы были не одни. Из посетителей были еще 2 мотосемьи.

Вот в таком доме находятся жилые комнаты:

Уличный блок душевая/туалет:                                                                                          Посадки ценных кустиков:

Наша комната внутри, все в мотостиле с личным дизайном хозяев:

А еще в постройках и на территории много серьезных, но не лишенных юмора, обращений:

После устройства в номере и ужина в компании приятных людей, мы отправились изучать прилегающую территорию:  грядки, лес, берег озера:

На следующее утро мы выдвинулись в сторону Воттоваары. Александр и Наталья жили на территории хостела в своем микроавтобусе и совершали радиальные поездки, поэтому поехав на гору на мотоциклах, к вечеру должны были вернуться обратно. Игорь с женой были, как и мы с Гошей, на машине. Вначале пути все держались примерно одинаково и рядом, а после рассосались, каждый в своем темпе.

Наши мотоциклисты:                                                                                                         Родные буквы в почти схожем названии: Костомукша-Костамукса:

Наша первая остановка по маршруту - "Смерть-гора":

Александр и Наталья:

А вот и поворот на гору:

По дороге остановились помочь молодым ребятам из Петрозаводска, которые взяли напрокат автомобиль и поехали на отдых. В дороге у машины сглючила электроника, и отказался заводиться двигатель. Мы взяли их на буксир и дотащили до Поросозеро, как наиболее крупного населенного пункта по пути следования. Т.к. это приграничная зона, а населенный пункт небольшой, то заезжих здесь вычисляют достаточно быстро, и где бы ты ни находился, к тебе обязательно подойдет/подъедет человек в форме для проверки документов. И, кстати говоря, очень вежливого!

Преодолевая броды, каменный триал, спуски и  подъемы, мы забрались таки на вершину, от которой дальше идет только пешая тропа. Здесь мы и разбили свой лагерь. По-быстрому перекусив, пока не закончился солнечный световой день, мы отправились за Юрой обозревать причудливые формы деревьев и просторные виды, открывающиеся с гор. Юра здесь был не один раз и знал практически каждый уголок этого места, поэтому, мы полностью ему доверились и, ни о чем не думая, просто наслаждадись. А еще, что мне понравилось в этой поездке, мы никуда не торопились, как это обычно бывает в сжатые сроки отпуска и объемной программы, с трудом втиснутое в это время. Поначалу, конечно, с непривычки, меня долго не отпускало странное чувство, что мы можем что-то не успеть, мне хотелось быстрее все обойти, а то, вдруг, я что-то не увижу. Постепенно, следуя четким Юриным указаниям и глядя, как он расслабленно медитирует вдаль, я свыклась с новой для меня формой познания окружающего мира. Не надо спешить обозреть как можно больше, нужно остановиться, послушать, понять и

принять его. И тут наступил кайф! Я часто вспоминаю этот момент и, теперь, даже на обычной прогулке стараюсь не спешить, стараюсь насладиться моментом.

Я тут как-то задумалась, ведь я не всегда такая была. До определенного момента я была, как бы это сказать, медлительной, размеренной... Помню, когда училась в техникуме, на занятиях по проектированию нас постоянно подгоняли преподаватели, что мы очень долгие. А мы с подругами, свесившись над планшетами ( прим. планшет - это не электронный девайс, это лист оргалита, прибитый к деревянной раме, на который натягивается лист ватмана для нанесения на него карандашного, тушевого, а в последствии и выполненного красками в технике "отмывка" чертежа) с проектами не понимали, как можно физически выполнять эту работу быстрее и отшучивались, что "мы и так летим на всех своих парах". Лично мне нравился сам процесс, аккуратное выполнение, это своего рода медитация. Но нас постоянно гнали...Позже, при обучении в университете, нас так гнали, что пришлось сломаться. Там я научилась работать быстро, очень быстро. Качество работ, на мой взгляд, страдало, но это ни кому не было важно. Ты просто был обязан выполнять программу. Перестроясь на такой темп работы и жизни в целом, я продолжала трудиться на благо работодателя, на благо семьи, на благо всех вокруг. Ведь чтобы выжить в современном обществе нужно пахать, нужно рвать, и делать это быстро. Меня хватило примерно на 12 лет такого темпа и такой жизни и я сломалась... Слабая? Не способная на конкуренцию? Может быть... Ну и пусть, ведь это была не я, а мне это вовсе не нужно. Сейчас я заново учусь жить, быть настоящей, как в детстве, радоваться каждому мигу, останавливаться каждый шаг и слушать себя и окружающий меня мир.

И первым звоночком призадуматься была эта поездка и Юрин распорядок дня.

Наша столовая:                                                                                                                 И вид от лагеря в дальнюю даль:

На самой вершине палаточный лагерь каких-то радиолюбителей с антенной и приемниками:

Учимся наслаждаться пространством:

Можно и так:

Stone surf (Каменный серфинг):

Немного позагорали на камнях:

По возвращению ужин, костер, беседы, планирование маршрута на июль:

Ближе к полуночи к нам вышла семья велосипедистов: мама, папа и дочка, весьма серьезно настроенных на подъем на самую вершину на своем транспорте. После наших долгих отговорок, они все же рискунули это сделать, но осознав, что это превратится в мучение на ночь-то глядя, вернулись, чтобы оставить технику под нашим присмотром и ушли любоваться горой пешком. Хоть ночи были и белые, но каждое место раскрывается при определенных условиях, при определенном солнце и свете, думаю, что особой красоты они не увидели. Нам, кстати, в этом плане, очень повезло с погодой.

С утра повеселились на выезде:

Под Суорви встретили таких вот колоритных мотоциклистов, которые буксировались на цепи, т.к. у одного из мотиков умер аккум. Ясное дело, остановились, пытались помочь своими силами, после чего развернули большую стратегическую операцию по спасению с привлечением наших знакомых мотоциклистов из хостела. Все закончилось благополучно для всех!

А мы едем дальше, у нас впереди еще одна ночевка на берегу Ладоги:

А вот и приглянувшееся нам местечко:

Успеваем словить последние лучи солнца, после чего можно спокойно разбивать лагерь и ужинать:

За подписание дружеского приятия друг друга для осуществления июльской совместной поездки:

Утренний моцион...:

...и прогулка вдоль берега:

Заехали по пути еще в одно место и тоже прогулялись вдоль берега:

Не перестаю удивляться "свиньям". Как можно загадить такие красивые места?:

Где-то по дороге на обочине встретили такую интересную птичку, которая приковывала к себе внимание, всячески стараясь отвлечь его от своего испугавшегося птенца:

Поездка наша подошла к концу. Мы давно мечтали съездить на гору Воттоваара, но все как-то не складывалось. И я очень рада, что мы поехали именно сейчас, когда у нас был опытный проводник, нужная ситуация, правильная погода, наш настрой. Как бы Вы ни хотели куда-то попасть, это место откроется Вам, когда куча подобных пазлов сложится в один. Как произошло у нас сейчас, так и в нашей июльской поездке на Хибины, но это уже другая история...

P.S. Спасибо Юре за подготовленный маршрут и экскурсию, за принятие нас в свою команду, за тонкое чувство юмора и совершенно непоколебимое спокойствие в дороге!