Поездка в Карелию. 2006 г.

Как много можно встретить в дороге нового и интересного, как влечёт она нас неизвестностью и приключениями. Жить дорогой, дышать ветром, вдыхать полной грудью эту свободу и чувствовать себя Колумбом, открывая каждый миг свои маленькие Америки – вот истинное счастье, вот смысл жизни многих чудаков-странников. Я полностью согласен с услышанным, где-то замечанием, что все путешественники в душе безнадёжные романтики. Мы тоже путешественники, пусть и удаётся нам выехать куда-то не часто.
        Довольствуемся малым и получаем много…, много впечатлений, новых знакомств с интересными людьми и местами, целый мир открытий и счастья! Каждая поездка, это незабываемая и яркая страничка нашей жизни, которую всегда приятно впоследствии открывать и перечитывать в книге воспоминаний. Что мы ждём за поворотом, почему мы не едем на поезде в Сочи, а кормим комаров и сжигаем накопленные на отдых деньги в цилиндрах двигателя мотоцикла? Кто не испытал такого, тот не поймёт. А многие и испытав, не понимают. Что ж, каждому своё.
        Наша цель – карельский город Костомукша. Время поездки не ограничено. Расстояние от Питера до точки назначения около 1000 км, качество дорожного покрытия от первоклассного асфальта до грунта. Геройствовать и ехать без отдыха мы не стремимся, а потому решаем сделать ночевку в Петрозаводске, заодно и осмотреть город. Наш транспорт - Yamaha FZX750, одно из чудес японского мотопрома с ходовой дрегстера и мотором от спортбайка. Мотоцикл городской и совершенно не приспособлен к дальнобою. Бак на 13 литров, отсутствие ветрозащиты и неудобное для длительной поездки место пассажира – всё это убедило нас в этом. Но справедливо рассудив, что ехать нам не так уж и далеко, мы с Таней упаковали вещи и, привязав всё к мотоциклу, отправились спать, дабы с утра пораньше выехать свежими и отдохнувшими. Выспаться не получилось, так как перед дорогой сон не приходит, и думалось только о том, всё ли взяли, как завтра будет с погодой и прочее. Первые лучи рассвета, как они долгожданны! Едем!
        Мурманское шоссе ещё пустое, «вездесущие» дачники ещё спят, и мы быстро долетаем до первой заправки. Тут стоит рассказать поподробнее. Как было сказано выше, бак нашего мотоцикла имеет очень скромный объём в 13 литров, из них 2 литра резерва, о котором информирует яркая красная лампочка на приборке. Больше никакой информации о количестве бензина в баке производители не предусмотрели. Так что фактически бак получается не 13 а 11 литров, и потребляются они при неэкономичном режиме передвижения за 160 км. Мы в основном ехали неэкономично и потому заезжали на заправки каждые 150-160 км. Как оказалось позже, при такой системе и при неосведомлённости о расстоянии до следующей заправки можно запросто обсохнуть, что мы и сделали в итоге под Петрозаводском. Потеряли около часа времени, останавливая машины и получая отказ из-за отсутствия канистры или невозможности слить бензин из бака. Помощь пришла от местного пацанёнка, который вытащил нам из канавы вполне пригодную канистру из-под масла. Парень был награждён жвачкой. Остановленная Газель, кстати, питерская, оказалась на 92 бензине. Шланга нет, зато у бака есть сливной болт внизу. Узнаём что баки у Газелей пластиковые, доливаем бензин в бак мотоцикла, благодарим земляков за помощь и едем дальше. Мотору 92 бензин не вредил, разве что мощность немного снизилась, что чувствовалось на обгонах.
         При въезде в Карелию делаем остановку для небольшого отдыха и сфотографироваться. Нас радостно встретили местные насекомые в немыслимом количестве, облепив нас, они начали тщательно изучать нашу экипировку в поисках бреши. Скоро особо сообразительные твари стали лезть под шлем, и мы быстро свернули фотосессию и продолжили путь.
Мурманка по качеству дорожного покрытия не радовала, но и откровенно разбитого асфальта не попадалось. Встретили две похожие и очень страшные аварии – лобовое столкновение на обочине. Похоже, что в обоих случаях водитель одной из машин заснул, что и привело к трагедии. После такого рука сама отпускает ручку газа, и какое-то время едешь и думаешь о том, что ниточка жизни тонка и легко обрывается, а мы ещё так мало где побывали и вообще… Примерно через 10 км после въезда в Карелию начинается шикарный асфальт, трасса явно сделана недавно. Ехать одно удовольствие – читаемые пологие повороты и незабываемые виды лесов и озер, средняя скорость приблизилась к максимальной.
         Вот и Петрозаводск! Усталости не чувствуем, да и проехали то мы не много. Подъезжаем к посту ДПС, впечатляет как сам пост, похожий на таможню, так и тщательность работы сотрудников ГИБДД. Останавливают всех, в том числе и нас. Проверка документов (о, как правильно я сделал, что все-таки прошёл техосмотр), пожелание счастливого пути, и мы в городе. Асфальт в Петрозаводске отвратительный, ямы всех размеров и глубины раскиданы в хаотичном порядке и исключают возможность нарушить скоростной режим движения. По этой причине все ездят со скоростью, не превышающей 60 км/ч. Местные водители ездят аккуратно, проблем с передвижением по городу не возникало. Вот только… плохо ехать, а не гулять пешком по красивому и незнакомому городу  - вместо созерцания красот и достопримечательностей приходится смотреть на дорогу, а тут ещё эти колдобины!!! Очень понравилась набережная, интересна идея оформления, да и вообще, красиво!
          Вторая часть нашего пути на 150 км длиннее, но это же для нас ерунда. Как мы заблуждались! После приключений с бензином мы стали посещать практически все заправки, благо их было не очень много (после Петрозаводска расстояние между заправками около 100 км) и расстояние до следующей обозначалось соответствующим дорожным знаком. Дорожное покрытие среднего качества, но вот непонятного происхождения плавные провалы в асфальте меня потрясли! Видно такое препятствие в последний момент и остаётся только приготовиться к пробою задней подвески и последующей борьбе за удержание мотоцикла на трассе. Судя по жирным следам покрышек, пущенных юзом, дальнобойщикам на фурах это препятствие тоже не нравится. Конечно, при движении со скоростью 90 км/ч мы бы и не заметили этих ям, но с такой скоростью мы не едем, поэтому пару раз и влетели, испытав очень неприятные ощущения полёта и удара под зад. Решив больше не испытывать судьбу, я сбавил скорость, что в последствии повлияло на общее время нашего пути.
           Испортилась погода, заморосил дождик и очень похолодало. Мы с удовольствием влезли в дождевики и не снимали их, даже когда дождь кончился. При этом чувствовали мы себя комфортно, т.к. за бортом было откровенно холодно.
Какие красивые места мы проезжали!!! Озёра и реки, прорубленная прямо в горной породе дорога – всё это завораживало и восхищало нас! Конечно же, мы останавливаемся и делаем фотосессию!
           Примерно за 250 км до финиша нашего пути мы решили расслабиться и остановились перекусить в кафе на заправке. Сытно пообедав и отдохнув, мы сверились с картой и убедились, что через 15-20 км нам надо сворачивать с Мурманки налево. Как же мы были потрясены качеством дороги, когда свернули!!! Узкая полоска асфальта с перепадами высот и слепыми поворотами, торчащие прямо из асфальта пеньки (!!!), выбоины, трещины и ямы всех возможных и невозможных размеров и конфигураций – итого 50 км/ч крейсерской скорости на протяжении 150 км!!! Потом начался участок современной многополосной дороги, и мы возликовали…. а потом, через 20 км, пошла грунтовка, песчаная! До финиша 100 км, неужели так и будем ехать! Воображение стало рисовать ночную езду по зыбучему песку – ведь дело шло уже к вечеру. Переднее колесо далеко неэндурного мотоцикла зарывалось и предательски подламывалось, и я, сжимая зубы балансировал корпусом и ногами, помогая мотоциклу выровняться и не завалиться на бок. Грунта было немного, всего около 10 км, потом пошел вполне приличный (особенно после торчащих пеньков) асфальт. Не знаю почему, но по мере уставания, километровые столбики кто-то переставляет дальше, а счетчик километров мотоцикла начинает крутиться медленнее. Последняя неполная сотня километров очень затянулась. Мы уже вымотались и стали часто останавливаться, находя каждый раз «уважительную» причину для остановки. Одна из остановок была на берегу очередного озера в какой-то деревеньке. От нечего делать достаю из сумки маленький складной спиннинг и пробую поблеснить. На блесну бросаются окуни с ладошку размером, клюют жадно и почти при каждом забросе! И это на озере вблизи людей, да и рыбка не мелкая, на уху в самый раз. Что же их тут не переловили до сих пор? Как потом выяснилось, для этих мест это явление нормальное, рыбы тут много и такого окуня никто не ловит, мороки с ним много, то ли дело щучку на 3 кг поймать, или на лосося поохотиться.
           Ну, вот мы и подъезжаем к Костомукше! Город красивый, зелёный и чистый, с хорошими дорогами и доброжелательными людьми. «Долго будет Карелия сниться…» - как я теперь понимаю эту песню, ведь мы попали в сказку. Лесные озёра-ламбы с построенными избушками для рыбаков, где можно протопить печку и согреться, найти недостающие спички, соль, чай и прочие мелочи, заботливо оставленные кем-то. Тут люди живут по другим законам: они не будут раскидывать вокруг себя мусор и вычерпывать рыбу всеми немыслимыми способами, они берегут свой дом. Я очень надеюсь, что волна цивилизации и захламления ещё не скоро дойдёт до этих мест. Сосны, ягель и гранит, лесные речки с перекатами и водопадами, немыслимое и разнообразное количество живности – всё это глубоко и навсегда оставило след в душе городского человека, неизбалованного и десятой долей таких красот природы. Я не знаю точно, куда мы еще поедем и когда, но в Карелию мы обязательно ещё вернёмся, и не раз!