И снова на север! Кольский, 2014 г.

Часть 3, Горная.

Начало. Часть 1, Карельская.

Часть 2, Кольская.

День 8, Восточное подножье Хибин со стороны Умбозера  (радиалка до перевала Эвеслогчорр) - Апатиты (ок.90 км)

Впереди нас ждала третья  и завершающая часть маршрута, горная. Мы с Гошей давно мечтали попасть в эти места. Два раза в разные года и поездки мы включали Хибины в свои маршруты, но каждый раз при приближении к ним, у нас что-то срывалось, возникали новые обстоятельства и планы менялись. Наверное, мы просто не были готовы. Горы не принимают слабых и неподготовленных. Только сейчас, по прошествии всего, когда я пишу эти строки, я понимаю это очень ясно, только сейчас я могу  осознать все трудности этих подъемов, оценивая и сравнивая свои силы для этой поездки с прошлыми. И только сейчас мы могли это сделать, а не в прошлые поездки, потому что только сейчас у нас была сплоченная команда, и с нами был наш проводник - Юра, дотошно изучивший маршруты подъемов, только сейчас была удвоенная мужская сила, спасавшая меня на трудных подъемах. Только сейчас мы были готовы, и поэтому эти горы были нашими! Пусть не все целиком, а только их часть... Но они пустили нас к себе!

Утро было опять с мошкой, но чуть в меньшем количестве... Собирались часа 3, прятали вещи в лесу. По плану сегодня была радиалка налегке, планировали заезд на Академическое озеро, но брод через реку Тульйок нас испугал. Слишком много риска и мало сил и времени, бороться с течением и рискованной глубиной. Поэтому мы ушли левее, взяли в брод нашу небольшую речку Тымашаеуайв около стоянки лагеря и поднялись вверх на 600 м в горы. Красиво! Немного стремные спуски и подъемы, но все преодолимое, хорошая разминка для дальнейших приключений!

Брод через  р. Тымашаеуайв около стоянки лагеря:

На пешую прогулку у нас ушло часа два, время было, и поэтому мы позволили себе спокойно наслаждаться этими красотами. Бродить в кроссовых мотоботах по скальнику хоть и менее травматично, но все же не очень легко, поэтому мы с Гошей остались на облюбованной видовой площадке и созерцали пейзажи вокруг. Воздух здесь бодрящий и свежий, солнце ближе, небо мягче... Мы просто сидели и молчали, наслаждаясь этой "тишиной" природы вместе...

Обратно мы спустились быстро, вернулись к месту лагеря, примотали вещи и неспешно выдвинулись обратно. На КПП нужно быть к 20.00, времени у нас достаточно, поэтому мы делали частые остановки, чтобы еще раз насладиться видами.

Остановка у р.Тульйок:

Небольшая болотинка:

Первый подъем. Усталость навалилась...:

Здесь каждая травинка борется за свое место под солнцем:

Юра поднялся выше и увидел чуть больше:

Мы оставили мотоциклы и прогулялись наверх пешком:

Остановка на Умбозеро - озере, разделяющем два горных массива Ловозеры и Хибины:

По дороге в Кировск встретили местных ребят Дэна на DRZ и Артема на DR, попросили помощи с колодками. Доехали до гаража Дэна, где он отдал на мой XR свои старые задние колодки. Значит мне подходят кододки с DRZ! Подъехал парнишка на Africa, Володя. Немного поболтали с ребятами, поблагодарили, потеребили за ухом у гаражных собачек. Дэн предложил остановиться у него, но мы не хотели стеснять ребят. К тому же в Апатитах нас ждал еще один спаситель: "Доктор Дизель" Иван Сергеевич (спасибо Саше "ЧеГеВаре"). Он забронировал нам номер в гостинице "Аметист" недалеко от своего дома, поставил наших коников у себя в гараже, проводил в кафешку, в общем, встретил со всеми почестями, за что мы ему безмерно благодарны!!! Встреча с ним была назначена у кинотеатра" Полярный", и, наверное, не случайно... Это место сбора местных мотоциклистов, правда все они были лет 15-16 от силы: на скутерах, питбайках и другой, малокубатурной технике. А во главе этих увлеченных мальчишек - Евгений на FZX, он хоть и намного старше своего окружения, но явно имеет качества кумира, и находит общий язык с подростками.

Здесь какие-то необычные, простые и доброжелательные люди, эти апатитчане!!!

Иван, Таня, Юра:                                                                                                             Вид из окна номера:

Номер (1710 руб. за троих):                      Юра, прости, но ты неотразим:

Спать мы улеглись уже во втором часу ночи. На завтрашний день у нас запланирована радиальная поездка по местности, наша цель - Ущелье Аку-Аку с маленьким изумрудным озером в нем. К нам обещал присоединиться Сергей из Мончегорска. С местными ребятами всегда лучше кататься, по крайней мере, в первый раз, и дорогу покажут, и помогут и красивые места раскроют.

День 9, Апатиты (радиалка, Ущелье Аку-Аку) (ок.120 км)

Какое прекрасное утро!!! Нет мошки и камаров, есть горячая вода и унитаз. Эта ужасная скрипучая кровать общаговского вида была лучшей перинкой, и спала я крепко-крепко!!! Встали, сходили на завтрак в "Уютный дворик". Нам показал это место Иван, теперь мы здесь и завтракаем, и ужинаем. Это небольшая кафешка, где можно полноценно покушать и побаловать себя свежей выпечкой и всякими кулинарными изысками. Кафешка находится в универмаге, в доме напротив гостиницы. Да, она не имеет своего отдельного входа, приходится попадать в нее через магазин, странно и явно с нарушеним норм...

Завтрак в "Уютном дворике":                                                                                                         Универмаг с кафешкой внутри:

После завтрака встретились с Сергеем и доехали на такси до гаража Ивана.  Иван решил ехать с нами, оказывается, он мечтал попасть в ущелье Аку-Аку уже очень давно, поэтому, узнав о нашей цели, не мог отказаться от поездки. Мы собрались в 5 мотоциклов и двинулись в путь.

Первым серьезным препятствием был брод через реку Белая, честно сказать, мы бы, развернулись сразу же. Мы с таким бродом столкнулись вчера, от чего отказались от поездки к Академическому озеру. Но с нами был Сергей! Вот есть такие люди, необычные, колоритные, чей образ врезается в память ярким пятном, о которых хочется рассказывать и запоминать их. Сергей из таких людей! Если коротко - это такой "Добрыня Никитич"! Мы его так между собой и назвали ))). Суровый северный мужик! Настоящий русский богатырь!

Он безумно улыбчивый, разговорчивый, юморной, сильный и ответственный. Он всю поездку был за главного и заботился о всей группе, любящий и ценящий природу и закон чистоты.

Можно сказать, что он в одну сторону переправил 5 мотоциклов! Он как родитель, направляющий и поддерживающий свое чадо, был рядом с каждым.

р.Белая:                                                                                                                          Сергей всех страховал:

Дорожка была несложная, в ту сторону вообще проходилась играючи. Но на одном из каменных спусков я навернулась. Все целое - и я и Джампик. К середине дня усталость поднакопилась...Решили доехать до безымянного маленького озерка, потом вернуться обратно до "Таниного" перевала (так назвали его ребята, потому что я там упала) и, бросив технику в лесу, пройтись пешком до ущелья.

"Танин" перевал:                                                                                                       Сергей:

Гоша переправляет Джампика. При сильном течении и на ногах тяжело удержаться:          Иван подскользнулся на камне и искупался в ледяной воде:

Юра спешит на помощь:                                                                                                   Гоша едет на бис! Второй заход, уже на TT:

Безымянное озерцо:                                                                                                       Перекур:

Пока ехали от озерка до перевала, у Ивана спустило колесо.

Сняли, разбортировали - дырка. Пока клеили и сушили, устроили перекус... Наша "богатырская сила" напоил нас чаем из термоса, накачал колесо велосипедным насосом и убирая мусор в карман, сказал: "А это подлежит утилизации в цивилизации". Заба-а-вный!

Справились быстро. Доехали до места, где можно было спрятать 5 мотоциклов в лесу и потопали дальше пешком. Шли мы по лесу прилично (около 8 км), с крутыми подъемами, напролом через камни и мхи, кусты и деревья, умирая от жары и мух. В этом походе с водой была напряженка, у Гоши лопнула питьевая система, и вся вода вытекла из рюкзака. А вообще пили мы очень много, хоть и север, но июль, однако, плюс физические нагрузки и куча одежды, непохожей на пляжный наряд. Я пила везде, где только можно было, я перепробовала все горные речки на вкус!

Нашей наградой тяжелого пешего подъема стал "правильный" красивый ракурс на ущелье сверху, и вид на безымянное озеро в нем.

К озеру мы спустились вниз, Сергей там искупался, а мы просто умылись. Сходили на потрясающий водопад (и водопой), покушали, отдохнули и обратно двинули по тропе. Идти по ней гораздо легче, и вышли мы почти к мотикам.

Юре чаще нас удавалось кого-нибудь встретить (наверное потому, что он чаще                                                                                                                                          ехал первым) :

В походе чай и со сковородки можно пить:

Подъем был выматывающим, но полученная красота, запечетленная не только на фото, но и в душе того стоила! Впереди нас ждал еще брод, но схема была отработана, поэтому мы быстро управились. День стремился к своему завершению, и по Юриному плану мы должны были после этой покатушки успеть выселиться из гостиницы и  выехать в сторону следующего маршрута, чтобы заночевать в палатке. Как же мне этого не хотелось! После такого насыщенного дня я мечтала о горячем душе и спокойной ночи в номере без распаковывания вещей с одновременной борьбой с насекомыми. И, к моему счастью, ребята были непротив остаться еще на одну ночь в цивилизации!

Моя пешеходная переправа через р.Белая выше по течению:

Наша цель - водопад:                                                                                                      Ущелье:

Вид на озеро в ущелье Аку-Аку:

Еще одна награда за тяжелый путь:

День 10, Апатиты - Дорога "Тысяча ручьев" (ок.100 км)

Понедельник. Совершенно непонятный день. Выспались, сходили позавтракать в полюбившуюся кафешку, упаковали вещи. Сергей вчера уехал домой в Мончегорск, Иван работает. На такси доехали до гаража чтобы обслужить и забрать мотоциклы. Встретились с человечком и купили на XR колодки, ведь впереди горы с еще более крутыми подъемами и спусками. В Апатитах нас поддерживают очень много людей, целая цепочка взаимосвязей. И я не перестаю удивляться, какие они открытые и приветливые!!! От знакомых, до обслуживающего персонала и просто прохожих!
Ну вот, вроде все сделали. Спасибо этому городу и его прекрасным жителям за гостеприимство и открытость!

Выехали в Кировск, там заправились под завязку и по дороге на Октябрьский двинулись в сторону заброшенной д. Пунча. Вечером встаем лагерем в лесу на дороге "Тысяча ручьев". Дорога так названа, потому что она вся изрезана поперек тысячей больших ручьев, рек, маленьких ручейков и луж. Сказывается усталость, которая пытается перейти в упадок сил. А завтра очень тяжелый день, 80 км по грунто-лесам, и ночевка здесь же.

Дорога на д.Пунчу:                                                                                                          Мост внизу полуразрушенный:

Вид на Коашву с вершины перевала Эвеслогчорр:                                                           Примерная схема маршрута:

Объезд моста по верху, по бывшей железке (Юра рискнул проехать по мосту):

От Ж/д остались только шпалы. Иногда из-за неудобства езды по ним, приходилось ехать по песчаной, местами рыхлой, бровке:      Мышка:

Лагерь у дороги "Тысяча ручьев":

После стандартного лагерного моциона, мы улеглись спать, а Гошу поятнуло на приключения, и часа в два ночи он отправился на рыбалку, напевая "р-рыба мое-ей мечты-ы!" Рыбу он, конечно, не словил, а вот ночного экстрима в одиночестве по руслу реки - вдоволь!

День 11, Дорога "Тысяча ручьев" - Ловозерские тундры (перевал Геологов) - п.Ревда - Дорога "Тысяча ручьев" (радиалка) (80 км)

Трудный день...

Стартуем поздновато, часов в 11.00 утра. Проезжаем от лагеря дальше по дороге "тысяча ручьев", и решив с нее начать маршрут наоборот, не как делают все, а сзада наперед, сворачиваем направо вдоль ручья Тавайок. Поднимаемся там, где все спускаются, на северном склоне долины ручья.

Дорога "1000 ручьев" - есть, где напиться:

Безымянное озеро:

Пока объезжали по лесу болотинку у ручья, маневрировали по тропе между камнями и деревцами, у меня стало "забивать" руки. Дыхание сбивалось, руки не держали руль, подъемы становились круче, камни крупнее, а ошибаться нужно было все меньше. Первый серьезный подъем я преодолела наполовину, дальше Джампика загнал Гоша, а я пошла пешком. Пешком идти физически не легче, да к тому же еще и в разы медленнее. Но в таком состоянии хотя бы руки отдыхали.

Серия снимков меня после первого подъема с чередой неподдельных эмоций, выраженных на моем лице и подловленных Гошей:

Мы снова ехали, я боролась с каменными крутыми подъемами, потом силы кончались и  я опять поднималась пешком. Юра все время тянул вперед, приговаривая: "Уже 300 м, уже 480 м..."

Чем выше, тем мертвее все вокруг:                                                                                  Металлическими прутьями обозначают дорогу для зимы:

Начало второго подъема, на которое меня хватило:

И второй подъем завершает Гоша:

Отсюда открываются потрясающие виды на Умбозеро и Хибины:

Мотоциклы тоже устают:

Повалявшись на мошике после пешего подъема, я собралась и проехала еще немного.  Подниматься по "дороге" было невозможно, слишком она была рыхлая, состоящая из осыпи крупных камней. Решено было ехать вверх, срезая по мшистой целине. Но под мхом везде были камни, поэтому дорогу надо было прокладывать, не ошибаясь. Я ошиблась, и меня занесло туда, откуда без помощи я уже выбраться не могла. Гоша, бегая взад, вперед и поднимая по 2 мотоцикла, изрядно утомился. На помощь пришел Юра. Поваляв немного Джампика, он загнал его наверх.

Валяюсь:

Спуск был не легче, он шел через такие же подъемы, без дорог, местами по большим острым камням.

Видели где-то на горизонте медленно переваливающийся по дороге с колеса на колесо джип. Лично у меня после этого появились силы, т.к. это означало, что это уже та точка, где мы не одни, точка, до куда добрались люди с другой стороны, а значит это условная середина пути и впереди дорога, которую уже кто то прошел. Главное, было выбраться из камней. Тяжелее всех было Юре, он потерял дорогу и его занесло на острые булдыганы высотой с колесо мотоцикла. Я большей частью уже ехала сама, во-первых был спуск и дорога к дому, во-вторых к этому времени появился хоть какой-то опыт и понимание техники езды и возможностей Бахи, ее подвесок. В какой-то момент я даже ловила кайф от езды, крича в переговорку Гоше: "Офигеть, я просто встала на подножки и открутила ручку, иногда даже не успев полностью продумать траекторию, а Джампик-то прет!" Я все таки не зря его Джампиком назвала! Он порой меня удивлял, мои глаза боялись, а его подвеска проглатывала огромные камни. По истечению поездки защита мотора была местами изодрана, но она отработала на 100%.

Вид с г.Сенгисчорр, внизу долина реки Тавайок:                                                               Юра снова рад  встрече с  НЛО:

Вершина г.Сенгисчорр, 1100 м (по показаниям Garmin). Давалась эта высота весь день...целый день сплошных подъемов, крутых и очень крутых по ковру мха поросшему по камням и по каменному бездорожью. Если бы не Гоша и Юра, я бы навечно там осталась или преодолевала бы этот путь неделю, или вызвала бы  вертолет для эвакуации. Я не знаю, как ребята с этим справились, это полная жесть! Они перегоняли свои мотики, потом мой, а я, как "настоящий мотоциклист", в полном экипе и мотоботах перлась в гору пешком, ноги пухли и стирались в кровь, сердце выпрыгивало, дыхалка сбивалась... Физподготовки явно не хватало.

Когда мы были почти в верхней точке г.Сенгисчорр, я воспряла духом:

На спуске доехали до снежника между г.Сенгисчорр и г.Ангвундасчорр:

Еще подъемы и спуски, тяжелые и попроще и мы выехали на смотровую площадку, с которой открывались офигенные виды на горы, ледниковое озеро Горное внизу и поселок Ревда.

Вновь собравшись вместе, мы мототропами, прыгая через канавы, ушли на Ревду.

Перед поездкой никто не нашел конкретных данных про п. Ревда, какой он величины, что там есть. Все считали, что это вымирающая деревня, где полтора дома и нет абсолютно ничего. Для нас был важен бензин, потому что в горах мы изрядно его потратили, пониженные передачи и кручение мотора усиливали жор мотоциклов.

В поселке мы встретили местного спортбайкера (!!!) с девушкой. Приветливый и улыбчивый парнишка. На наш вопрос: "А здесь заправка есть?" Он сказал: "Это же поселок городского типа!" Здесь были не только спортбайкер, но и заправка, и магазин, в котором мы купили еды, отоварившись на карту (!!!), и, довольные удачным завершением дня, перекусили сидя на лавочке и болтая ногами.

Фотосессия:                                                                                                                                                                                   Весь снег усыпан какими-то                                                                                                                                                                                                                         таракашками:

Мы на вершине г. Ангвундасчорр,  внизу между отвесными стенами оз.Сенгисъявр (не видно):

Умбозеро в закатной дымке:

Смотровая. Вид на перевал Геологов:

Вид на Умбозеро с дороги "1000 ручьев":                                                                        Вдоль р.Тавайок: (река справа)

Первый подъем от долины ручья":                   Типа дорога:

Примерный маршрут дня (ок.80 км, по горам ок.15 км и 6 часов подъема):

оз.Горное (изумительно голубое и вечно в леднике):                                                        Вдалеке слева п. Ревда:

Отвесные стены цирка. При взгляде вниз кружилась голова, непередаваемые ощущения простора:

Очередная фотосессия:

Спуск по "хайвею"за перевалом Геологов:

Долина р.Аллулайв:

Где-то всередине спуска Гоша сообщает мне в переговорку, что потерял свои кроссовые перчатки. Что последний раз он их видел на смотровой, наверное там и оставил. Перчатки были ценны, как подарок, поэтому Гоша принимает решение вернуться за ними. Юра уехал вперед, сказав, что хочет спуститься к озеру. Решили встретиться внизу, на перекрестке дорог. Я спустилась одна в ожидании сбора команды. Как оказалось, перчатки все это время были где-то на мотоцикле. Наверное это была отгворка, просто Гоша никак не мог распрощаться с этой красотой и необычным явлением, о котором нам рассказал Юра на смотровой. Там есть такое место, где закручиваются воздушные потоки, и при попытке, например  вылить воду вниз или плюнуть, через метр спуска жидкость взмывает ввысь и ее сносит боковым ветром. Очень интересный эффект!

Одно из небольших озер в системе Раслака, к которому ездил Юра:

На другом конце поселка была заправка, где мы застряли еще на час, наверное. Гоша обнаружил боевую рану в моторе, и заклеил ее поксиполом, а Юра ковырялся с Serow. Только мой XR ничего не просил, и мы, стойко борясь с вечерними комарами, просто ждали.

Выезжали из поселка на свою дорогу "тысяча ручьев" через закрытую территорию какого-то завода, пролезли под шлагбаумом, и пока нас высматривал охранник, рванули "огородами" в лес. Эта дорога проезжабельна только для нас, машины едут по другому маршруту. Слава Богу, добрались до стоянки лагеря, упакованного и спрятанного в кустах. Трансформируя груду вещей в жилище с очагом, мы часа в 3 ночи улеглись наконец спать.

Все! Это был предел наших возможностей (больше, конечно, моих), укатались, хотим домой! По возвращении решили, что хватит нам гор, поедем лучше к родителям, в Костомукшу. Поставили в известность Юру, что продолжить путь по плану ему придется одному, Юра глядя на мои мучения всю дорогу, был к этому готов.

Выводы дня: отличная практическая школа, в какой-то момент появились сомнения, в том, что "все будут ездить на эндуро", соскучились по асфальту. Когда весь день нужно концентрироваться, ловить дорогу, преодолевать препятствия и понимать смену покрытий - это очень тяжело.

Видеоролик для тех, кому лень читать все вышеописанное:

День 12, Дорога "Тысяча ручьев" - Костомукша (ок.800 км);

Дорога "Тысяча ручьев" - База КСС.

Попрощались с Юрой на заправке в Кировске и рванули в Косту.

Приехали в 2.30 ночи и теперь лафа,теперь у нас есть 2 дня отпуска, чтобы отдохнуть!!!

Юра съездил на КСС (Базу Спасателей) и тоже поехал домой. Нам немного было жалко, что мы туда не попали, дорога туда несложная, а виды красивые, но решили так, решили, оставили Базу на следующий раз.

Вот такая интересная вышла поездка!

Общий пробег: ок.3300 км (и плюс ок.850 км от Костомукши до СПб через Финляндию), из них ок.2100 км по грунтам разного состояния, от ровного грейдера до полного бездорожья.

P.S.

Спасибо Юре и Гоше, как основному костяку нашей команды! Спасибо всем, кто встречался нам на пути, за помощь и внимание, за общение и ваше время, спасибо всем, кто помогал в проработке маршрута и переживал за нас. Спасибо нашим родителям, что ждали нас!

В отчете использован Фотоматериал всей команды.

Отрог Шобнюн. Дальше по отрогу вдоль по дорожке, а потом по целине: