Кенозерье, 2015.

Автомобиль: Mersedes-Benz 207D, автодом.

Сентябрь, 2015 г.

Георгий:

Очередной отпуск в последнюю неделю сентября, мы собираем вещи и едем в Кенозерский национальный парк, Каргопольский сектор. Мы посещаем его впервые. На обратном пути мы планируем заехать на полюбившийся нам берег Онежского озера, посетив, ставшую для нас традиционной, встречу друзей "Поющие Пески".

Мечты объездить архангельщину на мотоциклах пока остаются мечтами... В этот раз мы запланировали поездку на автомобиле, на нашем автодоме.  Автодомом, конечно, его можно назвать с натяжкой, за свою многолетнюю жизнь, автомобиль подвергся переделкам и «доработкам». Но, тем не менее, мы имеем на борту салон, в котором можно передвигаться в полный рост и даже подпрыгнуть, не боясь разбить голову ))), раковину с холодной водой, газовую плиту, холодильник на газу и электричестве, отопление на газу и солярке с функцией климат-контроля и полноценную кровать. После спартанских поездок на мотоциклах для нас это просто пятизвездочный люкс на колесах!

И этот люкс вез нас по убитым вологодским, архангельским и карельским дорогам, по проселочным ухабам прямо к мечте…

Ссылка на карту.

Первый день перегон 580 км (Санкт-Петербург - д. Морщихинская).

Ехали неспеша весь день, дорога местами превращалась в грейдер или разбитый  асфальт, вокруг красивейшие леса в осенних красках всех оттенков!

Мы понятия не имели, где встать на ночевку, в Морщихинскую мы приехали уже в темноте. В итоге, мы нашли визит-центр и встали на его стоянке. Место при свете дня оказалось просто шикарное – озеро, гармонично вписывающиеся постройки, оборудованная инфраструктура для отдыха (беседка, костровище и прочее).

Визит-центр:

Стоянка:                                                                                                                           Мятая "юбка" после ночных приключений. Имели глупость съехать с дороги и                                                                                                                                            наглухо застряли на своем Хрюнделе в архангельской осенней глине:

Благоустройство прилегающей территории:

Утром мы направились в визит-центр, где нас встретила гостеприимная Наталья. Нам повезло – как раз начиналась экскурсия для группы преподавателей, и мы примкнули к ним. Наталья показала и рассказала нам о природе парка, о жителях и традициях, о постройках и ремёслах – это было очень интересно и познавательно!

Затем мы поехали в соседнюю деревню Масельга (7 км. от Морщихинской). Дорога от Морщихинской медленно поднимается в гору и не сразу обнаруживаешь, что с какого-то момента дорога идет по верху природной насыпи. Оба склона в соснах, а внизу поблескивает вода: с одной стороны оз. Масельга, с другой – оз.Вильно:

Так выглядят благоустроенные стоянки на пеших маршрутах парка:

Деревни Масельги с ее 100численным населением в 14 дворов нынче не существует. Теперь это урочище Масельга, где остались 2-3 дома для летнего проживания и пропускной кордон парка. Сейчас здесь организовали туристический музей под открытым небом традиционного деревянного зодчества "Кенозерскию бирюльки".

Строения все – новодел в уменьшенном в два раза масштабе. Нас провели по музею юные экскурсоводы, рассказав много интересного.

Группа преподавателей с юными экскурсоводами:                                                             Шлагбаум:

Затем мы прогулялись на Хижгору и посетили действующую деревянную церковь                                                                                                                                         святого преподобного Александра Свирского постройки середины XIX в.:

Хижгора - самая высокая точка Лекшмозерья.

После экскурсии мы вернулись к визит-центру. У нас было примерно три часа до захода солнца, и мы отправились на прогулку  за визит-центр по "Тропе муравейников". Это пешая благоустроенная туристическая тропа длиной около трех километров, тянущаяся через лес вдоль озера Лекшмозеро. На всем протяжении пути стоят познавательные информационные стенды, рассказывающие о местной флоре и фауне.

Перед прогулкой размялись на детской площадке:

Практически вся тропа вымощена деревянными мостками, как для удобства хождения, так и для сохранения почвенно-растительного слоя:

Поилка для лосей:

Кормушка для лосей:                                                                                                        Смотровая площадка:

Вид на Лекшмозеро:

Приспособление для вытягивания лодок на берег:

Рыбаки идут на вечерний лов:                                                                                           Храм Святых апостолов Петра и Павла. XIXв.:

"Коренные жители Морщихинской - потомственные рыбаки. Они традиционно почитают Св.Апостола Петра, покровителя рыбаков.
12 июля – день Св. Петра - престольный праздник в деревне.

Первоначально в Морщихинской стояла деревянная церковь апостолов Петра и Павла, построенная в 1596 г. Она была главным храмом Лекшмозерского прихода. Церковь сгорела в 1823 г., и ее изображение пока не найдено. Каменная церковь появилась в селе в 1829 г

Церковь стоит на возвышенном берегу Лекшмозера, второго по величине в Кенозерском национальном парке, и окружена высокими елями - остатками Святой рощи и кладбища."

"Морщихинская (прежнее название – Лекшмозеро) – одна из трех деревень на Лекшмозере, самая большая. Здесь контора Каргопольского сектора Кенозерского национального парка, гостиница и частные дома, сдаваемые под жилье туристам, большая школа, магазины со всем необходимым. Здесь прекрасное широкое Лекшмозеро. Здесь связь с остальным миром по телефону и по телевизору. Было время, когда в Морщихинской садился АН-2 по пути Петрозаводск-Каргополь. Т.е. жизнь здесь всегда била ключом."

Вот на этом поле раньше был аэродром:

На этом день закончился, и мы отправились на нашу стоянку к визит-центру, нам там понравилось. Мы получили разрешение пользоваться беседкой и жечь костер, и решили на ужин накоптить рыбы. Осталось эту рыбу добыть. Дело это оказалось несложным – прошли по берегу вдоль рыбацких гаражей и лодок и встретили рыбака с лотком рыбы. Наисвежайшая рыба куплена и отправлена в коптилку (кстати, очень не дорого). Рыбака зовут Александр, и кроме рыбы он предлагает туристам целый спектр собственных услуг – жилье, баня, рыба и рыбалка.

Если вдруг захотите воспользоваться услугами Александра, его дом первый за церковью, или напишите мне - я дам его телефон. Кстати, в деревне работает только мегафон.

Взяли трех окуней и на пробу ряпушку. Мы такой вкуснятины не ели очень давно! Зная на вкус как карельского, так и ладожского окуня мы были потрясены окунем лекшмозерским. Во-первых, он светленький (вода в Лекшмозере светлая и прозрачная), во-вторых, в нем явно меньше костей и в-третьих, у него совсем непохожее на обычного окуня, нежное и несухое мясо. Как сказал Александр, они местного окуня даже в Мурманск отправляют, настолько он хорош! А копченая ряпушка вообще сразила нас наповал - натуральная рыбка из шпрот, только свежая, вкусная и крупная!

На рыбалку Александр пригласил нас с утра, приходите, мол, к 6.00 к лодке на берег. Для туриста это забава, для Александра - помощь, естественно, о деньгах тут речи нет. Таня осталась встречать рассвет на берегу, бегая с фотоаппаратом, а я отправился с Александром помогать снимать ночной улов. В итоге, я поучаствовал в лове ряпушки и опробовал на себе этот нелегкий труд практически на всех его этапах, помог перебрать сети и получил «зарплату» в виде продукции – пакет ряпушки!

Александр напомнил мне главного героя фильма «Счастливые люди». Такой же обстоятельный, спокойный и уверенный в своих силах мужик. Он не ждет от государства подачек, а просто трудится на своей земле, обеспечивая себя и свою семью всем необходимым.

Ряпушка - местный кормилец. Ее ловят все местные рыбаки, заготавливают на зиму (шпроты из ряпушки намного вкуснее балтийских), работают приемщики рыбы, которые скупают ее у рыбаков.

Если Вы относитесь к тем, людям, кто до сих пор еще не пересмотрел по 10 раз достойнейшие, настоящие фильмы о России, сделайте это обязательно!!!

Снимает эти фильмы Дмитрий Васюков (официальный сайт). На настоящий момент у режиссера выпущен документальный цикл фильмов "Счастливые люди": "Счастливые люди. Енисей." (4 фильма на каждое время года), "Счастливые люди. Поморы." и в процессе работы "Счастливые люди. Алтай."

"Все фильмы этого цикла - о вере человека в себя и о великом навыке выживания. Жизнь моих героев настолько сурова и одновременно красива, что не рассказать о ней просто нельзя. Может быть, их судьбы послужат для кого-то примером, кому-то помогут посмотреть на себя другими глазами, позволят переосмыслить собственную жизнь."  Дмитрий Васюков.

Это было лирическое отступление. Очень уж хочется поделиться с Вами своими находками!

Рассвет над Лекшмозером:

В последующие дни мы отдались отдыху. Просыпаясь, завтракали, составляли план на день и отправлялись в путь. В парке много пешеходных маршрутов и троп, есть маршрут по системе озер к действующей мельнице.

Сегодня мы попытались проехать на велосипедах от Масельги до Порженского погоста, но дорога оказалась непригодна, и через километр велосипеды были спрятаны, а мы продолжили путь пешком и прошли лишь до деревни Думино.

Маскировка:

На таких глиняных дорогах велосипеды становятся обузой:

Странные ощущения вызывают все эти заброшенные дома, заросшие дороги и поля… Картина апокалипсиса, после которого не осталось живых людей. Кто же выселил нас с наших деревень? Где они, русские мужики, строившие эти дома. Много ли осталось таких, как Александр, чтобы спасти заброшенные села?

Крыльцо дома приютившее нас и спасшее от проливного ливня:

Возвращаемся:

На ужин снова вкуснятина:

Заработал:

На следующий день наша цель - мельница. Отправляемся в пеший поход:

Мы исходили все вокруг, но никакой лодочной станции не нашли, и зачем нам дали какой-то ключ, если вот она лодка, садись и плыви? Если Вы будете в этих местах и Вам не объяснят, где брать лодку, то ищите лодочную станцию, справа от кордона по тропе (указателей там нет).

Мы вычерпали дождевую воду из припаркованной лодки и отправились по озеру к мельнице:

Отчалив от берега метров на 100, мы увидели за мысом причал с лодками (выбирай любую) и домик с замком. Подплыли. В домике хранятся спасжилеты и весла. Судя по всему, предыдущие туристы не сочли нужным вернуть плавсредство на место и бросили его у кордона озера. Правда в нашем случае это было спасением, иначе мы бы вообще никуда не уплыли.

Озеро извилистое, поэтому путь намечаем по карте, чтобы не навеслить лишнего:             Проходим под мостом:

Не клюет:                                                                                                                          Краски осени здесь просто потрясающие:

Арт-объект:                                                                                                                       Подплываем к мельнице:

Мельницу можно запустить самому. Я открыл задвижку и перекрыл маленький сливной люк, с грохотом заработали механизмы. Если будет повторять - не забудьте выключить все обратно!:

Мельничный комплекс "Гужовская мельница" - памятник промышленной архитектуры к.XIX-н.XX вв. работал до 1970 г., а после, из-за своей невостребовонности советским хозяйством, был заброшен, обветшал и пришел в негодность. В середине 90-х годов "Ленгипроводхоз"ом  был разработан проект реставрации мельницы, а только в  2002 г. были произведены реставрационные работы при финансовой поддержке Директората по культурному развитию Норвегии. Мельница относится к типу наливных (высота плотины 2,5 метра).

Благодаря Наталье, дома на ужин нас ждал рыбник, испеченный на заказ в русской печи одной из местных жительниц. Рыбник – традиционный архангельский пирог. Рыба запекается в пироге целиком, поэтому некоторые туристы удивляются, обнаружив в тесте кости. Если правильно есть этот пирог, то кости проблем не доставят, а пирог просто восхитителен на вкус!:

Все эти дни мы прекрасно ночевали в нашем доме на колесах. Раз в 2 дня мы пополняли запас воды из озера или колодца, перед сном я заряжал второй аккумулятор для отопителя.

Мылись мы в бане у Александра. Кстати, я люблю баню и такой парной я еще не встречал, пар был в самый раз: легкий и кусачий!

На следующий день нам нужно было уезжать из этих прекрасных мест. Перед выездом мы закоптили с утра заработанную ряпушку.

Наша походная коптильня и полешко ольхи от Александра:                                               Процесс укладки ряпушки:

Пока рыба коптилась:                                                                                                       Таня рисовала:

Готово!:                                                                                                                            Упаковали в дорогу:

В день отъезда из Кенозерья мы поблагодарили Наталью и Александра, решив для себя еще вернуться сюда и поехали в сторону Каргополя.

Дорога на Каргополь сначала казалась хорошей. Начался грейдер, но нашему автомобилю с его простой рессорной подвеской это не помеха. А потом пошли бетонные плиты… Они нещадно долбили подвеску швами, я уже подумывал поехать потихоньку по обочине, но вскоре это безобразие закончилось.

Зато у нас случилась другая неприятность: вылезла грыжа на заднем колесе, пришлось ехать в сервис, менять колесо на запаску.

Каргополь нам понравился. Старинный русский город, где много домов, построенных сто лет назад, храмы и живописная набережная.

Знаете, что это? Забор детского сада!:

Ну и, пожалуй, я отнесу к достопримечательностям местную молочную продукцию.                                                                                                                                       Очень рекомендую купить и попробовать молочный продукт "Снежок". После                                                                                                                                             него вы не сможете пить местный кефир и прочую гадость (я про молочку             Знаменитая каргопольская глиняная игрушка:                                                                 больших городов):

Видео о наших приключениях на архангельской земле: